В какое же удивительное время мы с вами живем! Сегодня так просто обмениваться опытом, учиться друг у друга, обогащать свою жизнь.
Сегодня я с радостью знакомлю вас с Татьяной Лобачевой – мамой троих мальчишек, исследователем и практиком альтернативных систем образования. Таня проделывает просто колоссальную работу в этом направлении и делится своими знаниями в блоге. Ходят ли ваши дети в сад, пойдут ли в школу – неважно, главное развитие всегда дома, и опыт этой семьи может помочь вам.
Я: Твой блог просто кладезь информации по обучению детей. Настоящая энциклопедия! Все это ты изучаешь и структурируешь ради своих сыновей?
Татьяна: Да, в первую очередь для своих детей. Меня не учили как общаться с малышами, у меня не было наглядного примера, где я могла бы этому научиться. Во время беременности мне попалась книжка Андрея Курпатова «Первое руководство для родителей. Счастье вашего ребенка». Я для себя открыла столько нового в развитии детей, начиная с физиологических процессов и заканчивая разными подходами в воспитании. И меня затянуло с головой. Я много читала, разбиралась, искала разные подходы к своим детям. Мне было очень интересно. И здорово, что сегодня легко можно делиться такой информацией. А получая обратную связь, хочется двигаться еще больше вперед, развиваясь в этом направлении.
Я: Мне близки идеи домашнего образования, но есть одно «но» – я ужасно боюсь утонуть в детских делах и заботах. Неужели это возможно – не брать на себя роль учителя?
Т: Очень многие боятся брать на себя роль учителя. А почему? Часто образ этого самого учителя не самым лучшим образом нами представляется. Нам видится человек, которому приходится 1000 раз повторять одно и тоже, приходится заставлять ребенка выполнять то или иное задание. Учитель может прикрикнуть, может остро пошутить. Роль учителя нам видится в стопке тетрадок, которые нужно проверить. Стопку книг перелопатить надо, чтоб взять самое важное и нужное.
Но в идеале мы все хотим видеть вот такого учителя: увлеченного, доброго, внимательного, который с интересом делится своими знаниями. А если где-то чего-то не знает, то не стесняется узнать это вместе с детьми, ведь он открыт к диалогу, к общению. Такой учитель не делает акцент на выявлении знаний, на оценках. Связь с учеником для него важнее. Ведь если есть такой мостик, то ребенок сам придет к учителю за ответами на свои вопросы. А вопросы у ребенка обязательно появятся, если не пичкать постоянно знаниями, а дать возможность и время наблюдать за этим миром.
Вот если говорить в таком контексте учителя, то собственно описание второго варианта ничем не отличается от любящей мамы, которая помогает ребенку справиться с трудностями, которая открывает для ребенка этот мир, показывает ему все его многообразие. А сегодня мир стал еще более открытым, информация более доступной. И чтобы не было этого страха, что с ребенком нужно сидеть все 11 лет и разжевывать ему всю информацию, очень важно:
— не убить интерес к изучению мира
— показать, какими способами можно добывать информацию
— как фильтровать и перерабатывать информацию
— и просто быть рядом, в качестве мамы, в качестве наставника, то есть человека, к которому ребенок придет в случае неудачи, или трудности. Важно создать ребенку некий тыл, где он может восстанавливать свои силы и ресурсы.
Ну и чтобы не утонуть в заботах о ребенке и не остаться без времени на себя, нужно с ним взаимодействовать, общаться, рассказывать о своих желаниях и потребностях. Чтобы ребенок видел и понимал, что помимо его интересов, есть интересы родителей. Привлекать ребенка к домашним делам, объяснять ему, что в семье нужно помогать друг другу, приучать к самостоятельности. Но полностью уйти от забот не получится. Ведь если взять мам школьников, то и у них полно забот, начиная с того, чтобы развести на занятия, проконтролировать успеваемость, сходить на собрание, помочь с уроками, приготовить еду, содержать дом в порядке, при этом успеть поработать.
Я: Расскажи, как строится один вас день? И, кстати, где ты находишь время на изучение любимой темы, на изложение своего опыта, или все это происходит спонтанно?
Т: Один день хоумскулера ничего не скажет о жизни самого хоумскулера. Потому что все дни очень разные. Структурировать помогают дополнительные занятия. У них, как правило, есть четкое расписание, и под это расписание мы уже вписываем учебный процесс.
У детей бывают насыщенные дни с дополнительными занятиями:
7-00 подъем
9-30 занятия в студии рисования, 2 часа
12-00 обед
14-00 бассейн, 1 час
с 15-00 до 18-00 отдых (дети гуляют, играют, занимаются творчеством, либо гаджетами )
18-30 футбол, 1,5 часа
20-00 ужин, вечернее время (можем фильм всеми посмотреть, если на улице тепло, то погулять)
22-00 или в 23-00 идут спать
И в таком насыщенном дне нет места школьным занятиям. Поэтому их вписываем в те дни, когда нет футбола или рисования. Потому что плавание 5 раз в неделю.
Если взять пример более размеренного дня, то это выглядит вот так:
в 8 или в 9 утра подъем, завтрак
до 10 часов, как правило, наводим порядок вместе с детьми
с 10 до 12 дети занимаются школьными вопросами и заданиями
Изучают предметно, углубленно. То есть берут окружающий мир и могут месяц или два месяца изучать только его. Так же с математикой и другими предметами. Что-то дается быстрее, например, литературу проходят быстро за пару недель или английский. За 1 и 2 класс Платон прошел быстро, так как уровень знаний позволял быстро пройти все тесты.
с 12 до 14 гуляют либо сами у дома, либо вместе в парк едем, либо в магазин за продуктами
в 14 -00 бассейн (в спортивной школе занятия каждый день, кроме выходных)
Помимо школьных занятий, есть онлайн занятия, которые детям интересны. Их они выбирают сами. Поэтому, если вечер мы проводим в городе, то чаще всего дети заняты
— уроками творчества от lil.school
— интересными занятиями на учи.ру или на сайте iqsha
— в последнее время очень полюбили заниматься программированием на Scratch по урокам educationforkids.online
— могут фильм посмотреть (ТВ у нас через интернет на телевизоре, чаще всего смотрим фильмы без рекламы или каналы на youtube
Если вечером уезжаем за город, то чаще всего дети гуляют, бегают, катаются на велосипедах или на тюбингах (в зависимости от времени года), устраиваем посиделки у костра или греемся у камина в доме, с семьей или с друзьями.
Я: Какую роль в образовании детей играют технологии? Решились бы вы с мужем пройти такой путь лет 20 назад?
Т: Технологии, в нашем случае, играют немаловажную роль. Я всегда делаю акцент на том, что мои дети учатся дистанционно. Для нас это очень удобно, так как учиться можно из любого места, где есть интернет. Не нужно тратить время на дорогу туда и обратно, и дети от этого не устают.
Сейчас много онлайн школ, и в ближайшее время появится еще больше. Можно выбирать ту, что подходит ребенку. Можно брать дополнительные занятия, дополнительные темы. Очень удобно и грамотно у многих онлайн платформ выстроен процесс обучения и обратная связь. Например, в экстерн-офисе (посредник между нами и школой, который дает доступ к программе школьной, к вопросам, который проводит тестирование и аттестацию) ребенок, когда проходит тестирование, в конце видит свои и правильные ответы. Он сравнивает и понимает, где он допустил ошибку.
Решилась бы я на семейное обучение без нынешних технологий, когда нужно было бы перерыть тонну учебников, просиживая в библиотеке, составлять разные программы? Нет. В этом случае я рассматриваю либо школу, либо, если позволяют средства, нанимать педагогов, которые приходили бы домой и учили ребенка разным предметам. И я знаю людей, которые практикую успешно второй вариант. У их детей потрясающие успехи в учебе и в знании нескольких языков.
Я: Вы живете в своем доме. Насколько большой семье легче/сложнее за городом? Этот момент повлиял на выбор в вопросе учебы детей?
Т: Начну с того, что в загородный дом мы переехали именно потому, что хотели дать детям больше пространства и возможности больше двигаться. На тот момент старшему было 4 года, младшему 2 года. Энергии у обоих было выше крыши, и ее нужно было куда-то девать. Поэтому муж построил для них детскую площадку с лазелками, качелями, горкой, тарзанкой, канатом, турником и маленьким убежищем, где они любят прятаться. За домом у нас овраг, где зимой они катаются на ватрушках. Летом гоняют на велосипедах и купаются на озере (оно в 10 минутах езды на машине).
Пока была возможность, мы проводили все свое время за городом. Разные дополнительные занятия оказались тут близко. В соседнем селе (7 минут на машине) построили новый спорткомплекс с бассейном, туда ходили дети плавать и занимались самбо. Два года отходили в художественную студию, там и занятия по рисованию были и танцы и уроки актерского мастерства.
Повлияла ли загородная жизнь на выбор семейного образования? В какой-то мере, да. Мы не привязаны к какому-то месту. Сейчас занятия детей и работа мужа в городе, поэтому совмещаем городскую и загородную жизнь. Скорее всего, если бы дети ходили в обычную школу, то время за городом и на природе мы бы проводили гораздо меньше.
Что касается того, удобно ли большой семье жить в доме. Я могу сказать, что удобно очень!
В первую очередь, пространство дома и вокруг него намного больше пространства квартиры. Мы жили в и в «однушке», и в «двушке» и в «трешке», поэтому есть, с чем сравнивать. Дети спокойно передвигаются по дому, они не мешают соседям своим смехом или играми. У нас был случай, когда в квартире к нам приходила соседка и просила, чтобы после 9 вечера дети ходили в тапочках, чтобы они не топали и не мешали спать ее сыну.
Не нужно с детьми и с сумками стоять ждать лифта, спускаться, потом топать до машины, которую очень сложно припарковать во дворе. Мы приезжаем с магазина, нам удобно выгружать сумки. Удобно заранее прогреть машину.
В своем доме удобно содержать животных. У нас это собака и кот с кошкой.
Я: Про социализацию детей у меня вопросов нет. А как быть с «социализацией» родителей? Часто ли ты сталкиваешься с тем, что люди не принимают этих идей и крутят у виска?
Т: С малознакомыми людьми я стараюсь не разговаривать на эти темы. Только лишь если человек хоть немного осведомлен и ему действительно интересно.
С близкими родственниками и друзьями у нас общение выстроено так, что они стараются не вмешиваться в наш выбор, и мы, в свою очередь, уважаем их выбор.
Конечно, первое время было открытое непонимание того, что мы делаем. Уверена сейчас многие продолжают крутить у виска, но хотя бы при нас стараются это не афишировать.
Что касается семейного образование, то сейчас оно набирает популярность, и если 3 года назад на нас смотрели как на сумасшедших, то сегодня в нашем кругу появились люди, которые уже поменяли взгляды в сторону семейного обучения и есть те, кто на пути к этому.
Я: Помоги мне не утонуть в твоем блоге и вообще в теме домашнего образования. Поделись, пожалуйста, ссылками на основные заметки по теме, а также парочкой книг, с которых нужно начинать!
Т: Я завела отдельный аккаунт в Instagram @mamsy_McPlafed, там я собираю все свои заметки, мысли, статьи про семейное образование. Также их можно почитать под хештегом #McPlafed_school
Есть отдельный блог lobacheva.ru, его веду очень давно. Там есть отдельный раздел «хоумскулинг», куда я пишу все что связано с семейным образованием.
Если хочется больше узнать о практической части, о том, как это вообще все устроено и выглядит в жизни, то на своем канале Mamsy_McPlafed на youtube, я выкладываю видео влоги наших дней.
Если книги по семейному образованию, то стоит начать с:
— «Первые шаги в семейное образование» автор Евгения Юстус-Валинурова
— Дима Зицер «(Не) Зачем (не) идти в школу?», «Свобода от воспитания»
— Андрей Максимов: «Песталоцци XXI. Книга для умных родителей»
— Салман Хан «Весь мир – Школа»
Это прям то, что я рекомендую почитать в первую очередь.
Я: У вас такой красивый дом. Черный цвет необычен для нашей культуры. Почему выбрали именно его?
Т: Загородный дом у нас небольшой. Изначально это был очень старый и заброшенный участок. Мы его купили и несколько лет приводили в порядок своими силами. Да и до сих пор приводим. У нас целый гектар земли. Очень много средств и труда уходит на ремонт и восстановление дома. Поэтому сначала мы занялись внутренней отделкой и наведением порядка на территории. А чтобы дом хоть немножко освежить, приняли решение просто покрасить.
Мне очень близка норвежская философия домостроения. Их дома находятся в максимальном единении с природой. Именно там я подсмотрела идею черного дома. На деле это оказалось очень практично. Зимой внутри дом очень теплый, и после того, как мы его покрасили, стали меньше его обогревать.
Я: И заключительный вопрос. Насколько важно для тебя делиться знаниями и моментами жизни в Instagram?
Т: Обучать и делиться заложено в моих генах. так как у меня несколько поколений учителей и педагогов. Меня радует и очень вдохновляет, что я могу делиться полезной информацией и своим опытом. Мне понравились слова одного профессора по психологии, который говорил: «Мы всегда в поисках кого-то, кто разделяет наши интересы, увлечения и пристрастия. Людям важно, будет ли то, что они читают или смотрят, интересно и полезно не только им самим, но и окружающим. Это весомое свидетельство социальной природы нашего ума».
♥